Александр писал(а):Если игнорировать эти факты, не приводя документальных доводов, то любую каталогизацию, главный принцип которой - считать сам артефакт историческим документом (если он подлинный и не противоречит другим документам), можно оспорить.
А вот тут можно долго спорить. Не может быть ГЛАВНЫМ ПРИЗНАКОМ КАТАЛОГИЗАЦИИ наличие артефакта, так как существует множество выпусков фантастических, проектов, нереализованных.
И я считаю очень важным ,для окончательных выводов, наличие документальных подтверждений не только о выпуске лотереи , но и о реализации ее и розыгрыше.
Далее вы привели сканы разных лотерей, но в одном дизайне оформления. Да , красивые предметы, да хороший коллекционный материал, но делать какие либо выводы о розыгрышах при... на мой взгляд преждевременно.
Розыгрыш свершился - когда опубликована таблица с номерами, а надпись на лотерее не говорит о факте произведения розыгрыша.
Может одна из них была просто напечатана, но так и не дошла даже до продажи.
Я это к тому клоню, что например в среде бонистов существует много разногласий и противоречий - а стоило ли включать в каталог тот или иной знак, так как он по большому счету не является патежным документом, а всего лишь красивой бумажкой с правильными надписями, не более. Поэтому в ПРАВИЛЬНОМ каталоге бесспорно надо указывать в качестве сопроводительной надписи такие слова, например, как "проект";"невыпущенная";"бланк";"законченная" , что существенно влияет на редкость и соответственно цену предмета.
Далее вы говорите о печати информации в "правительственных газетах". Газеты при Империи никогда не были правительственными. В лучшем случае они имели филиалы в разных городах, но все равно это были частные органы печати с соответствующими разрешениями на право занятием этой деятельностью.
и по поводу государственности лотерей мне импонирует такое мнение :
"- А.В. Сохан, давая итоговую характеристику правовому регулированию лотереи в дореволюционной России, приходит к следующим выводам: «в Российской империи «действовал разрешительный порядок проведения лотерей. Допускались исключительно вещевые лотереи и только в благотворительных целях. За проведением лотерей устанавливался строгий контроль. Все это было направлено на то, чтобы минимизировать возможные негативные последствия такого мероприятия и получить от них максимально возможную пользу для общества» [23].
В целом соглашаясь с указанным автором, добавим, что государством принимался ряд специальных актов, запрещающих или ограничивающих проведение лотерей. Из содержания указанных актов видно, что государство осознавало, что стремительно развивающееся новое развлечение нужно попытаться подвести под рамки закона и подчинить определенным правилам.
Также отметим, что в данный исторический период лотерея не признавалась институтом гражданского права. Действовавшее в тот исторический период российское законодательство не содержало норм, регулирующих договорные отношения между организаторами и участниками лотерей, гражданско-правовое положение сторон договора лотереи, защиту прав участников лотерей, правовой режим призового фонда лотереи. Попытка законодателя ввести нормы, регулирующие лотерею как гражданско-правовой институт, в Проекте Гражданского уложения осталась нереализованной."