Газета "Зоря" Днепропетровск
http://gorod.dp.ua/news/84183
"Как в Екатеринославе появились лотереи"
«Живём мы как-то без азарта, однообразно, как в раю», — так в ХІХ веке корили себя екатеринославцы и искали выход. Ситуация была, поверьте, обострённо критическая: игровых автоматов не было, до безлимитных кредитов не додумались, даже плохонького онлайн-казино не открыли — единственным шансом спустить деньги были, пожалуй, только лотереи. Но зато шанс, проверенный историей.
Большое государственное фуфу
Граждан всегда заверяли, что лотерея — угодное Богу дело. Вон даже в Библии (Книга чисел, гл. 26) без обиняков сказано: Бог повелел Моисею пересчитать «сынов Израилевых» и по жребию поделить между ними землю Иорданскую. Так состоялась первая земельная лотерея, правда, как всегда, со скандалами.
Игра с землёй, уж кто-кто, а мы-то с вами это сегодня поняли — вариант интересный, но игра на деньги — вариант понадёжней. И если отъём денег у честных граждан называется «грабёж», то вот когда честные граждане приносят их сами, это называется «лотерея».
Конечно, среди лотерей бывали и относительно приятные исключения. Относительно — потому что деньги всё-таки отбирали, но народ хоть видел, куда пошли его кровные. За 100 лет до нашей эры правитель китайской династии Хань придумал игру «кено». Денежные средства после проведения игровых туров шли на строительство Великой Китайской стены. Зато потом, когда всякие чингизханы и другие кочующие жулики приходили к стене и, надеясь поживиться, орали: «По-хорошему скажите, где ваши денежки?» — самый мудрый китаец поднимался на стену и указывал на горизонт, за который убегала Китайская стена: «Вот они! Каждый кирпич золотой!». И это была правда.
Кстати, в Европе идею лотерейного розыгрыша первой проверила женщина — вдова фламандского художника Яна Ван Эйка. При жизни её муж заработал на своих картинах горку монет и гору неприятностей. Зато его жена разбиралась в психологии лучше, чем в живописи. Только-только похоронив Ван Эйка, она пришла в магистрат и, придав своему фламандскому декольте нужную глубину, потребовала: «Или давайте деньги на памятник вашему великому, но непрактичному соотечественнику, или давайте разрешение его убитой горем, но практичной жене разыграть в лотерею его картины. Поскольку на многих картинах Ван Эйка запечатлено моё декольте, то вы видите, что они дорогого стоят».
Лотереи рождали массу интересных идей. Вот, к примеру, Людовик ХІV, называвший себя «король-Солнце», разрешил проведение во Франции лотереи. Народ повёлся на лёгкую наживу и раскупил билеты. Но выяснилось, что удача очень прихотливая особа — потому что первый приз 100 тыс. франков выиграл Людовик ХІV (вот фартовый мужик!). Этот факт может вызвать улыбку, но погодите, вы просто надорвёте животики, когда узнаете, что второй приз (ну надо же!) достался королеве, а третий (это просто невероятно!) — получил дофин, т. е. наследник престола. Правда, в те времена народ ещё не знал нюансов языка и прямо сказал: «Послушай, король-Солнце, если не хочешь получить удар в солнечное сплетение, лучше верни деньги!». Пришлось вернуть. Больше такой номер не проходил. Не в том смысле, что организаторы лотерей больше не прикарманивали деньги, просто уже никто никому их не возвращал.
Фальшивый хвост птицы удачи
Екатеринослав никогда не стоял в стороне от лотерейных соблазнов. Здесь могли провести лотерею в пользу школы глухонемых детей, что радела о детях вместе с императрицей Марией Фёдоровной (1908 г.). Или как было не оказать вспомоществование воинам, потерявшим зрение (1916 г.). А разве не спасла город «Серебряная лотерея» на усиление средств Екатеринославского общества покровительства лицам, освобождённым из мест заключения (попробуй им не дать — сами возьмут, а потом ищи-свищи их).
Было в Екатеринославе одно знаковое место возле Покровского собора на отрезке ул. Екатеринославской (в настоящее время Никитинская). Здесь по вечерам, особенно в выходные дни, собиралась молодёжь себя показать, людей посмотреть, в общем, пофорсить. Здесь городская дума дозволила проводить гуляния, а в их рамках лотереи. Перво-наперво проводились «кружечные сборы»: молодёжь ходила с кружками и собирала деньги, например, для нуждающихся учащихся. Такие дни назывались «Днём ромашки», потому что каждому, кто не жмотничал, прикалывали цветок ромашки. Он был, как орден, им хвалились и гордились.
А скучающие екатеринославские дамы шли ещё дальше: арендовали какой-нибудь зал, скажем Английского клуба. В такие дни зал сверкал и напоминал пещеру Али-Бабы десятками стеклянных витрин. В них под стеклом лежали разыгрываемые экспонаты — кузнецовский фарфор, каминные часы. Жаль, ни в какую витрину было не вместить главный приз — пегую корову симментальской породы, тайную, но безнадёжную мечту каждого из пришедших. Это всё были дары учредительниц розыгрыша, стать каковой считалось архипочётно, ибо означало сделаться притчей на устах у всех. Потому какая-нибудь Марфа Федулычна могла пожертвовать китайскую вазу, оставленную ей в наследство вдовствующей бабушкой. Возле вазы неизменно дежурил либо муж Марфы Федулычны, либо персональный городовой, тоже не чужой человек, потому что заглядывал в дом дарительницы по цветку (т. е. когда мужа не было дома, с подоконника убирался цветок), что очень гормонизировало жизнь, короче, приводило в порядок гормоны Марфы Федулычны. А за вазой таки нужен был глаз да глаз, а то она, как и хозяйка, имела склонность к падению, например, уже один раз падала на дедушку, после чего бабушка стала вдовствующей.
Тут надо отметить, что организаторы лотерей, как правило, были тонкие психологи. А зачем иначе ввязываться?! Это видно даже на примере екатеринославских лотерей-аллегри. Интеллигентный человек, отправляясь посмотреть на чудо-лотерею, давал себе слово выигрышных билетов не покупать. А тут такой элегантный хук слева по печени: ко входному рублёвому билету прилагались пять билетов лотереи-аллегри.
Только никому не рассказывайте, что вы бы не пошли проверить билеты! В шестигранном стеклянном ящике пересыпались свёрнутые в трубочку и резинкой схваченные билетики. Дама в боа из птичьих перьев крутила шестигранник, а своё счастье проверяющий вытаскивал сам. И тут второй психологический хук, теперь справа: сняв с трубочки аптекарскую резиночку и развернув билетик, можно было прочесть таинственное слово «Аллегри». Так тайное становилось явным: таинственное «аллегри» означало «без выигрыша». Хотя… А разве аптекарская резиночка уже ничего не стоит?!
Дети-спасители
Сложные взаимоотношения с лотереями сложились у советской власти. Призрак коммунизма всё бродил где-то по Европе, а в Россию не заглядывал. В Россию заглянул голод в Поволжье. Вот тогда и вспомнили, что в финансово трудную годину экономически мудрые правительства проводили лотереи. Вот и для облегчения положения голодающих Поволжья было решено провести лотерею. Дело поручили Деткомиссии при ВЦИК. Успех превзошёл все ожидания. В том смысле, что никто не ожидал, что вырученные немалые деньги тут же будут пущены на оборонные нужды, а проще — на строительство танков. Получилась довольно парадоксальная ситуация: вышло, что танки для Красной армии строили голодающие дети. А что, Россия — родина не только слонов, но и парадоксов.
А потом пошло-поехало. Государство, правда, делало вид, что оно стоит в стороне от игрового бизнеса. Разрешение на лотереи получали всякие добровольные общества (Автодор, Освод, ДОСААФ, Спорткомитет), но они, как сказали бы сегодня экономисты, были аффилированы с государством, или, как сказали бы на сходняке авторитеты, делились по совести.
Между прочим, в технологиях лотерейных розыгрышей огромную роль играли дети. Все понимали, что 5-летняя девчушка, вытаскивающая из барабана шары, ловкостью рук не обладает, и потому ей безоговорочно доверяли. Да, девчушка с шахер-махерами знакома не была, а вот дядя, который бросал те шары в барабан, был совсем не такой пряник, каким изо всех сил старался выглядеть. Ещё не так давно в Днепропетровске на стадионе «Метеор» в перерывах футбольных матчей разыгрывался автомобиль. На поле выносили несколько барабанов. Из первого пресловутая девчушка извлекала шар, означавший номер трибуны, из второго — ряд, затем место, на котором сидит счастливый обладатель автомобиля. Удивительное дело: автомобиль всегда выигрывал «нужный счастливчик», хотя все видели, что номера шаров разные, а девчушка, перемешивая их, даже зажмуривает глазки. Вам интересно, как дядя-организатор воплощал такую восхитительную афёру? Рассказываем.
Это с совестью у дяди не всё было в порядке, а вот с мозгами наоборот. Вечером накануне нужные шары он клал в морозилку холодильника в своём кабинете. Перед розыгрышем те шары вместе с остальными он помещал в барабаны, а ребёнку говорил волшебную фразу: «Солнце моё, надо вытащить из барабанчика холодненький шарик. Вытащишь не холодненький — не получишь шоколадку». Маленькая шоколадка была серьёзным доводом в большой афёре. Сбоев не бывало.
Что вам сказать, Остап Бендер знал четыреста сравнительно честных способов отъёма денег у населения. Но самый верный и, главное, проверенный веками, он так ни разу и не опробовал. А имя ему было — лотерея.
Текст: Валентин Крапива